25 апреля Госавтоинспекция проведет Единый день безопасности дорожного движения
под девизом «На вело, мото и мопеде заедем в лето без трагедий!», ориентированный на профилактику дорожно-транспортных происшествий с участием двухколесного транспорта.
С наступлением благоприятной погоды на улицах г.Минска появляется огромное количество мотоциклистов, водителей мопедов, скутеров, велосипедистов. Их появление на дорогах в свою очередь ознаменует собой начало нового сезона двухколесного транспорта.
Во избежание несчастных случаев с участием данной категории лиц, столичная Госавтоинспекция напоминает о самом важном – неукоснительном соблюдении Правил дорожного движения всеми
его участниками.
ВЕЛОСИПЕДИСТАМ СТОИТ ПОМНИТЬ!
Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии – по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края.
При этом:
- выезд далее 1 метра от правого края проезжей части дороги допускается лишь для объезда препятствия и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота;
- колонны велосипедистов при движении по проезжей части дороги должны быть разделены на группы не более чем по 10 велосипедистов. Расстояние между группами должно составлять не менее 100 метров;
- при наличии на проезжей части дороги линии горизонтальной дорожной разметки, обозначающей ее край, эта линия должна располагаться слева от велосипедиста.
Особую угрозу для всех велолюбителей несет темное время суток. Так, согласно ПДД, при движении по дороге в темное время суток
и (или) при ее недостаточной видимости на велосипеде должны быть включены: спереди – фара (фонарь), излучающая белый свет, сзади – фонарь, излучающий красный свет.
Велосипедист обязан пересекать проезжую часть дороги по велосипедному переезду или велосипедной дорожке, а при их отсутствии – по пешеходному переходу, на перекрестке по линии тротуаров или обочин, не создавая препятствий для движения пешеходов. Также, согласно ПДД, при пересечении проезжей части велосипедист вправе НЕ СПЕШИВАТЬСЯ! Но при подъезде к пересечению с проезжей частью дороги велосипедист должен ЗАБЛАГОВРЕМЕННО СНИЗИТЬ СКОРОСТЬ движения и, убедившись, что выезд на проезжую часть дороги безопасен, ПЕРЕСЕКАТЬ ЕЕ СО СКОРОСТЬЮ ИДУЩЕГО ШАГОМ ПЕШЕХОДА.
При этом, лицам моложе 14 лет запрещается без сопровождения совершеннолетнего лица управлять велосипедом на дороге. Пока не исполнилось 14 лет, кататься на велосипеде разрешено только
в специально отведенных местах (пешеходных и жилых зонах, тротуаров, велосипедных и пешеходных дорожек) и пересекать проезжую часть необходимо предварительно спешившись.
При движении на нерегулируемых пешеходных переходах, велосипедных и регулируемых пешеходных переходах, велосипедных переездах при одновременном для водителей и велосипедистов разрешающем сигнале регулировщика или светофора велосипедист ИМЕЕТ ПРЕИМУЩЕСТВО ПЕРЕД ДРУГИМИ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ.
Не менее важной для безопасности велосипедиста является велоэкипировка. В настоящее время в продаже имеются защитные шлемы, накладки на локтевые и коленные суставы. Конечно же, это
не решит всех возможных проблем на дороге, но существенно снизит получение возможных травм.
Что касается переревозки детей на велосипеде, то это разрешено только в возрасте до 7 лет и только в велосипедном шлеме на дополнительном специально оборудованном сиденье, фиксирующем ноги ребенка.
Те, КТО УПРАВЛЯЕТ МОТОЦИКЛОМ, должны двигаться с постоянно включенным ближним светом фар. Не лишним для мотоциклиста будет специальная экипировка, которая в случае ДТП поможет избежать травм при падении. Обязательны своевременная регистрация транспортных средств и прохождение государственного технического осмотра. Также недопустимо садиться за руль мототранспорта лицам, не имеющим водительского удостоверения соответствующей водительской категории либо в состоянии опьянения.
Основными нарушениями правил дорожного движения среди мотоциклистов являются: нарушение установленных скоростных режимов, проезд на запрещающий сигнал светофора, нарушение правил маневрирования.
Что же касается пассажиров, перевозимых на мотоцикле или мопеде, – они должны быть в застегнутых мотошлемах, а ехать в нетрезвом состоянии им и вовсе запрещено (кроме бокового прицепа
к мотоциклу)!
В случае нарушения этих требований к ответственности могут быть привлечены как сам водитель, так и пассажир. За управление мотоциклом, мопедом либо перевозка на них пассажиров без мотошлемов или с незастегнутыми мотошлемами предусмотрен штраф до 1 базовой величины.
Движение на мопеде должно осуществляться по обочине или проезжей части дороги не далее 1 метра от правого края проезжей части. При этом выезд далее 1 метра от ее правого края допускается лишь для объезда препятствия и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота.
За управление мотоциклом, мопедом на одном колесе, а равно движение, при котором лицо, управляющее таким транспортным средством, не держится за руль или не держит ноги на педалях (подножке) предусмотрен штраф от 5 до 10 базовых величин.
Запрещается управлять на дороге велосипедом лицам моложе 14 лет (кроме пешеходных и жилых зон, тротуаров, велосипедных и пешеходных дорожек).
Уважаемые участники дорожного движения, не забывайте про культуру поведения на дороге. Дорога - не место для соревнований и самоутверждения. Не забывайте, что безопасное движение требует взаимной вежливости, а не состязания.
Старший инспектор по АиП ОГАИ Первомайского РУВД г.Минска
Ирина Кавецкая
Обзор происшествий
18 апреля 52-летний водитель автомобиля «BMW», двигаясь по улице Немига, при повороте на улицу Коллекторную не предоставил преимущество и совершил наезд на 29-летнего велосипедиста, пересекавшего проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу. Велосипедист доставлен в учреждение здравоохранения для обследования.
17 апреля около 20:30 30-летний водитель мотоцикла «BMW», двигаясь по улице Ленина, вблизи дома №5 по улице Октябрьской при торможении не справился с управлением, в результате чего совершил наезд на бордюрный камень и припаркованный у края проезжей части автомобиль «Toyota». Мотоциклист доставлен в учреждение здравоохранения.
4 апреля 47-летний водитель автомобиля «Toyota», двигаясь по проспекту Дзержинского, вблизи дома №34 при перестроении не предоставил преимущество и совершил столкновение с двигавшимся попутно мотоциклом «Suzuki». 39-летний мотоциклист доставлен в учреждение здравоохранения.
1 апреля около 20:30 78-летний водитель автомобиля «Nissan», двигаясь по проспекту Газеты «Звезда», при повороте налево на улицу Алибегова не предоставил преимущество и совершил наезд на 12-летнего велосипедиста, пересекавшего проезжую часть по регулируемому пешеходному переходу на разрешающий сигнал светофора. Примечательно, что школьник двигался на велосипеде без сопровождения совершеннолетних лиц. Ребенок был доставлен в учреждение здравоохранения для обследования.
2 марта около 19:15 42-летний водитель автомобиля «Fiat», двигаясь по улице Янки Брыля, при повороте направо на улицу Михаловскую не предоставил преимущество и совершил наезд на 14-летнего велосипедиста, пересекавшего проезжую часть по регулируемому пешеходному переходу на разрешающий сигнал светофора. Ребенок был доставлен в учреждение здравоохранения для обследования.
К 39-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС
39 лет назад, 26 апреля 1986 года, произошла катастрофа на Чернобыльской АЭС. В той или иной мере ее последствия затронули многие страны Европы. Но в наибольшей степени пострадали Украина, Россия и особенно Беларусь.
Чернобыльская атомная электростанция (ЧАЭС) расположена на территории Украины, в 18 км от города Чернобыль, в 150 км от Киева и в 16 км от границы Беларуси. В 80-е годы XX века это была самая мощная в СССР атомная электростанция.
Четвертый энергоблок ЧАЭС был запущен в промышленную эксплуатацию в декабре 1983 года. На 25 апреля 1986 года на ЧАЭС было намечено проведение проектных испытаний одной из систем обеспечения безопасности на четвертом энергоблоке, после чего реактор планировалось остановить для проведения плановых ремонтных работ. Из-за диспетчерских ограничений остановка реактора несколько раз откладывалась, что вызвало определенные трудности с управлением мощностью реактора. 26 апреля в 1 час 24 минуты произошел неконтролируемый рост мощности, который привел к взрывам и разрушению значительной части реакторной установки. В различных помещениях и на крыше начался пожар.
В результате аварии в атмосферу был выброшен практически весь спектр радионуклидов, которые накопились в реакторе к моменту взрыва, в том числе йода-131 (период полураспада 8 дней), цезия-134 (период полураспада 2 года), цезия-137 (период полураспада 30 лет), стронция-90 (период полураспада 28-29 лет). В первые недели после аварии особую опасность для людей представлял радиоактивный йод, изотопы которого, поступив в организм, концентрируются в щитовидной железе и вызывают ее облучение.
В долгосрочном плане основным дозообразующим радионуклидом на большей части чернобыльского следа явился цезий-137. Анализ радиоактивного загрязнения территории Европы цезием-137 показывает, что около 35% чернобыльских выпадений радиоцезия на европейском континенте находится на территории Республики Беларусь, поэтому последствия Чернобыля для Беларуси определены как национальное экологическое бедствие.
За послеаварийный период площадь территории Беларуси, загрязненной цезием-137, сократилась практически вдвое. На сегодня площадь загрязнения составляет 12,3% от всей территории страны.
Чернобыльская катастрофа коснулась значительной части Беларуси. Согласно данным за 2023 год, на территориях радиоактивного загрязнения оказалось 3678 населенных пунктов, в которых проживали 2,2 млн человек; 479 населенных пунктов прекратили существование. С пострадавших от чернобыльской катастрофы территорий отселено 137,7 тыс. человек, из которых 75% - жители Гомельской области. Одновременно с эвакуацией и организованным переселением самостоятельно покинули территории радиоактивного загрязнения около 200 тыс. человек.
С 1986 года по начало 2023 года численность населения республики, проживающего на территории радиоактивного загрязнения, в том числе и за счет перехода части населенных пунктов в более чистые зоны, уменьшилась на 1 254,8 тыс. чел., или на 57%, и на 1 января 2023 года согласно данным Национального статистического комитета составляет 945,1 тыс. человек, в том числе 189 тыс. детей.
В Беларуси создан государственный регистр лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, а также Единый чернобыльский регистр России и Беларуси. В национальный регистр внесены данные о 1,6 млн человек, в том числе о 344 тыс. детей.
Основным направлением государственной социальной политики в отношении граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, является оказание помощи социально уязвимым категориям населения, предоставление льгот и компенсаций, предусмотренных законом Республики Беларусь "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий".
Одной из важнейших задач является повышение эффективности и улучшение качества медицинского обеспечения участников ликвидации последствий аварии, санаторно-курортного лечения и оздоровления пострадавшего населения, особенно детей, проживающих на загрязненных территориях. Основой системы медицинского обеспечения является специальная диспансеризация пострадавших от чернобыльской катастрофы граждан, обеспечивающая раннее выявление заболеваний и своевременное лечение, реабилитацию и проведение профилактических мероприятий. Отмечается, что за два года в Беларуси проведено оздоровление более 160 тыс. человек.
В республике открыты новые медицинские учреждения, институты, специализированные клиники и центры. В 2003 году в Гомеле начал работать построенный под патронажем Президента Беларуси Александра Лукашенко Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека. Открытие центра позволило существенно приблизить медицинскую помощь к наиболее пострадавшим от чернобыльской катастрофы регионам.
Важной составляющей в сохранении здоровья является санаторно-курортное лечение и оздоровление. В соответствии с действующим законодательством несовершеннолетние дети, проживающие на территории радиоактивного загрязнения, дети, проживающие на чистой территории и посещающие школы, расположенные на загрязненной территории, неработающие инвалиды I-II групп имеют право на бесплатное санаторно-курортное лечение или оздоровление. Особое внимание государство уделяется улучшению материально-технического обеспечения детских реабилитационно-оздоровительных центров, которых в стране 12.
Наряду с государственными программами ликвидации последствий аварии на ЧАЭС на протяжении 37 лет в Беларуси реализовывался ряд международных проектов. Большой вклад в реабилитацию территорий внесло выполнение программ совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства. Выполнение союзных чернобыльских программ осуществляется наряду с государственными программами Беларуси и России. На данный момент выполнены уже пять союзных чернобыльских программ, реализуется шестая.
В марте 2021 года правительство Республики Беларусь утвердило Государственную программу по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2021-2025 годы.
Среди целей госпрограммы - социальная защита населения, пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, безусловное обеспечение требований радиационной безопасности, ускоренное социально-экономическое развитие и возрождение загрязненных радионуклидами территорий.
Кроме того, в 2023 году утверждена стратегия по обращению с радиоактивными отходами. Документом предусмотрена оптимизация пунктов захоронения продуктов дезактивации. Будет создан единый пункт захоронения радиоактивных отходов, первую очередь объекта планируется ввести в эксплуатацию до 2030 года.
- 1
- 2